Сейчас краски различных видов и цветов можно свободно купить. Любой оттенок, который можно только себе представить, нетрудно подобрать с помощью уже готовых красок. Но откуда в далекой древности художник брал цвет для своих картин? Где он находил цветные пигменты для своих красок?

Пигменты красных и красно-коричневых оттенков художникам древности найти было легче. Рисунки, найденные в пещерах древнего человека, не обладают богатой палитрой красок, приходилось пользоваться тем, что удалось обнаружить рядом. А рядом всегда были сажа, охра — окрашенная окислами железа глина, и пигменты, получаемые из железной руды — гематита. Поэтому в наскальной живописи преобладал красный цвет. Широко распространенные пигменты на основе окислов железа использовались повсеместно и во все времена.

Но уже в древнем Египте помимо охры были известны еще два красных пигмента: минерал яркого красного цвета — киноварь (соединение ртути) и пурпур — краситель, получаемый из моллюска, обитающего у берегов Финикии — главного поставщика этого красителя в Средиземноморье.

В Римскую эпоху был найден красно-оранжевый пигмент — свинцовый сурик. Еще один известный с древних времен красный краситель — кармин. Его получают из красного червяка — кошенили, В Европе для этого наиболее широко использовали самок дубового червеца.

Подходящий синий пигмент более редкий, но Египтяне его получали. Их метод заключался в прокаливании смеси песка, соды и медной стружки. В гораздо более позднее время (в ХIII столетии) в Европу проникает ультрамарин — синий краситель, получаемый из полудрагоценного лазурита. Лазурит добывался в шахтах на территории нынешнего Афганистана, где и сейчас ведется его добыча. Стоимость этого пигмента была баснословно высока, поэтому альтернативой стал более дешевый Азурит.

Ярь-медянка (основной карбонат меди) применялся с глубокой древности для получения зеленых оттенков. Оттенки желтого цвета давали светлая и золотистая охры, но их цвет не чисто желтый. В средние века в качестве желтого пигмента применялся сульфат мышьяка, но он токсичен и нестоек в присутствии окислов свинца. Лишь в позднем средневековье удалось найти подходящие желтые пигменты.

Черные пигменты люди научились получать из марганцевой руды и сажи, в качестве белого пигмента издревле использовали свинцовые белила.

При всей ограниченности палитры живописцы прошлого создавали шедевры, вызывающие восхищение. Часто возникает вопрос. — А как они смогли это сделать?