Существует мнение, что если бы в далеком прошлом человечество не изобрело такой простейший механизм, как колесо, мы бы топтались где-то на уровне дровней до сих пор. Имя изобретателя история не сохранила, как и то, каким природным аналогом руководствовался древний Кулибин. Первыми колесами считаются бревна-катки. Их использовали двадцать тысяч лет назад, подкладывая под перемещаемые грузы. Самый древний артефакт найден в Месопотамии, возраст его около пяти тысяч лет. Первое колесо было цельным, второй этап усовершенствования – колесо с деревянными спицами. Это был еще один шаг вперед на пути к передвижению на длинные расстояния. С тех пор нет ни одной отрасли человеческой деятельности, где бы ни работали механизмы, созданные по принципу колеса. Это и водяные колеса для орошения полей, и колесные пароходы, станки и насосы. «Горный журнал», выходивший в 1827 году в Петербурге, отмечал, что те, кто посетил алтайский Змеиногорский рудник, были поражены «слоновыми» колесами, сконструированными Кузьмой Дмитриевичем Фроловым. Колеса, расположенные в тоннелях под землей вблизи рудника были высотой с пятиэтажный дом. Они приводились в действие водой, поставляемой с местной реки. Для того времени это были самые большие в мире деревянные колеса. Очень продолжительное время колесо оставалось неизменным, как и продолжали существовать его недостатки: плохая проходимость в снегу или по бездорожью. Выражение «квадратное колесо» трактуется как пик человеческой глупости. А оказывается, ничего подобного. Все-таки существовало в мире квадратное колесо! Были разработаны колеса с гибким ободом, которые трансформировались по мере изменений рельефа почвы. А чешским инженером Мацкерле было разработано активное колесо – его конструкция позволяла двигаться без помощи мотора. ХIХ век стал еще одной вехой на пути эволюции колеса: в 1846 году Робертом Уильямом Томсоном была создана первая колесная шина. На лунной поверхности тоже оставило свой отпечаток колесо. Разработчики первого лунохода, спущенного на поверхность космического объекта в 1970 году, вспоминали, что существовали сомнения, что лучше подойдет – колесо или гусеничный ход. Были сделаны проекты двух видов, но предпочтение было отдано именно колесу. Луноход приводился в движение восьмью колесами на легком ободе. Каждое из них было снабжено электромотором. В последнее время никто не занимается усовершенствованием колеса. Внимание разработчиков целиком и полностью приковано к шинам. Поэтому в ближайшее время не стоит ожидать такого огромного технологического прорыва, который в свое время совершили жители древней Месопотамии.